+
Действующая цена700 499 руб.
Товаров:
На сумму:

Электронная библиотека диссертаций

Доставка любой диссертации в формате PDF и WORD за 499 руб. на e-mail - 20 мин. 800 000 наименований диссертаций и авторефератов. Все авторефераты диссертаций - БЕСПЛАТНО

Расширенный поиск

Историческая динамика религии как социокультурной системы : на примере христианства

  • Автор:

    Смирнова, Татьяна Владимировна

  • Шифр специальности:

    24.00.01

  • Научная степень:

    Кандидатская

  • Год защиты:

    2007

  • Место защиты:

    Екатеринбург

  • Количество страниц:

    182 с.

  • Стоимость:

    700 р.

    499 руб.

до окончания действия скидки
00
00
00
00
+
Наш сайт выгодно отличается тем что при покупке, кроме PDF версии Вы в подарок получаете работу преобразованную в WORD - документ и это предоставляет качественно другие возможности при работе с документом
Страницы оглавления работы

Глава 1. Религия как социокультурная система
1.1. Религия как подсистема социума и культуры
1.2. Динамика религии как социальной системы
1.3. Религия как автономная культурная система
1.4. Динамика религии как культурной системы
Глава 2. Истоки и содержание социокультурной динамики христианства
2.1. Двоемирие христианства как его позиция внутри социокультурной системы
2.2. Конфликт религиозных и светских ценностей в секуляризированном
обществе как источник социокультурной динамики
Глава 3. Мировоззренческие предпосылки внутренней динамики западного и восточного христианства
3.1. Теологические предпосылки внутренней динамики в католицизме
./Л'
3.2. Теологические предпосылки внутренней динамики в протестантизме
3.3. Теологические предпосылки внутренней динамики в православии
Глава 4. Историческая динамика православия как социокультурной системы
Заключение
Список литературы

Проблема духовного кризиса, затронувшая не только российское 1 общество, но и западное, неразрывно связана с судьбой христианского наследия в современном мире. Так или иначе, во всех дискуссиях на эту тему вопрос о связи религиозных и общекультурных трансформаций постоянно поднимается, зачастую имея совершенно противоположные ответы. Начиная с эпохи Просвещения и философии Ницше, христианство вполне аргументированно объявляется главным виновником кризиса европейской культуры и тормозом ее развития, а прогресс общества представляется как полное освобождение от его религиозной составляющей. С другой стороны, значительная и не менее авторитетная часть западного и российского общества считает, что, наоборот, выход из духовного кризиса, порожденного техногенной цивилизацией, возможен на путях религиозного обновления и актуализации фундаментальных для европейской культуры христианских ценностей. В любом случае необходимо признать, что проблемы жизнеспособности христианства, его исторически сложившихся способов реагирования на культурное развитие, внутренних границ и возможностей самому изменяться - не могут быть обойдены культурологической мыслью.
Теоретическая актуальность. Анализ проблем динамики, развития и модернизации религии актуализирует изучение социокультурных комплексов, выявление духовных (смысловых и ценностных) предпосылок политического; экономического, духовного развития культуры и общества.
История религии показывает, что она может служить как преградой, так и стимулом социальных перемен, может питать социальный конформизм или, напротив, стимулировать социальный протест. Исторический опыт свидетельствует о том, что на религиозных ценностях основывались как революционные и реформистские социальные и политические движения, так и консервативное утверждение незыблемости существующих порядков как богоустановленных. Не случайно главной движущей силой перемен в обществе

и культуре на протяжении долгого времени были именно религиозные движения. Но изучение закономерностей динамики религиозных систем, отношений религии и культуры в целом как теоретическая проблема не ставилась.
Отношения религии и культуры сложны и амбивалентны. Религия выступает специфической культуротворческой силой, которая, с одной стороны, вырывает человека из рутинного образа действий и открывает для него иные жизненные и смысловые горизонты, что неизбежно ведет к изменению норм поведения, философских идей, художественных форм. С другой стороны, религия, помещая существование человека в мир абсолютных ценностей, не имеющих исторического измерения, как бы обесценивает перемены, происходящие в конкретно-исторической жизни культуры. Очевидно, что религия имеет свой механизм культурного воспроизводства, не совпадающий с другими автономными сферами культуры и в то же время зависимый от них. Между изменениями в религиозной сфере и общей динамикой культуры существуют взаимообратные связи, системный характер которых еще не стал предметом специального изучения.
Любое религиозное представление о мире строится на противопоставлении сакрального и профанного. Две эти области, в которых протекает жизнь религиозного человека, взаимно исключают и взаимно дополняют друг друга, что может быть источником конфликта как в религиозной системе, так и во всей культуре. Проблема соотношения религии и культуры, христианства и цивилизации прослеживается в различные эпохи и проявляется в различных формах: как коллизия между разумом и откровением, религией и наукой, природным и Божественным законом, государством и церковью, непротивлением и насилием, христианством и прогрессом. Само христианство внутри себя также находится в постоянном динамическом движении между двумя полюсами: полюсом Христа и полюсом культуры. В отношениях между ними и лежит проблемное поле нашего исследования.

является ядром «протестантского принципа»1. Однако сомнение в то же время способно приводить к секуляризации религиозных объектов.
Этот процесс Тиллих показывает на примере динамики святого. Сначала святое тождественно трансцендентному, иному, но затем оно становится просто добрым, нравственным. Этот моральный аспект святого оказывается независимым от сакрального смысла. Таким образом, динамика святого как основного религиозного феномена оборачивается движением к еще большей секуляризации. Это же, как мы помним, утверждал и В. Рокитянский.
Вера как предельный интерес, по Тиллиху, предполагает как мужество, так и риск, и отсюда уже вытекает главный двигатель развития - сомнение.
Поскольку сомнение - это «автономная творческая способность . верующего»2, то, следовательно, религиозная динамика базируется на, так скажем, «индивидной стороне религии». Однако при этом всегда нужно учитывать, что наряду с ней существует и религиозная общность, или (назовем ее так) «общинная сторона религии». Сам автор пишет, что «акт веры зависит от общины», или «вера не существует без сообщества веры»3.
Таким образом, в рамках религии существует неизбежная дихотомия индивидной ее составляющей, как мы позволили себе ее назвать, и общинной составляющей - «сообщества веры», - которая включает в себя «вероисповедные утверждения», или символы веры. Так, «сообщество веры ' должно оберегать себя от искажающего влияния индивидов»1. Иными словами, динамика в сфере религии, как это явствует из работы П. Тиллиха, представляет собой вечную борьбу догмы и ереси, и догма здесь, как и по А. Кураеву, является способом избежать искажений веры.
Также активизации динамических профанирующих тенденций в сфере религии наряду с этим способствует ситуация ущемления духовной автономии человека, когда церковь образует прочный тандем с государственной властью. «Тогда автономия человека начинает сопротивляться, а это в случае успеха
1 См.: Тиллих П. Динамика веры//Избранное. Теология культуры. М., 1995. С.152.
2 Тиллих П. Значение истории религий для теолога-систематика// Там же. С. 147.
3 Там же.

Рекомендуемые диссертации данного раздела

Время генерации: 0.240, запросов: 963