+
Действующая цена700 499 руб.
Товаров:
На сумму:

Электронная библиотека диссертаций

Доставка любой диссертации в формате PDF и WORD за 499 руб. на e-mail - 20 мин. 800 000 наименований диссертаций и авторефератов. Все авторефераты диссертаций - БЕСПЛАТНО

Расширенный поиск

С. Ф. Платонов, поиск модели исторического исследования

  • Автор:

    Мамонтова, Марина Александровна

  • Шифр специальности:

    07.00.09

  • Научная степень:

    Кандидатская

  • Год защиты:

    2002

  • Место защиты:

    Омск

  • Количество страниц:

    224 с.

  • Стоимость:

    700 р.

    499 руб.

до окончания действия скидки
00
00
00
00
+
Наш сайт выгодно отличается тем что при покупке, кроме PDF версии Вы в подарок получаете работу преобразованную в WORD - документ и это предоставляет качественно другие возможности при работе с документом
Страницы оглавления работы

Оглавление
Введение
Глава 1. Становление представлений С.Ф. Платонова об
исторической науке и ее творцах
1.1. Университетские учителя. Научные ориентиры
1.2. Идеальный ученый в представлении С.Ф.
Платонова
Глава 2. Эволюция представлений С.Ф. Платонова о модели
исторического исследования
2.1. Источниковедческое исследование как первый этап в творчестве историка
2.2. Критерии оценки конкретно-исторического исследования
2.3. Историографическое исследование в представлении
С.Ф. Платонова
2.4. Научно-методические издания как форма трансляции исследовательской модели ученого
Заключение
Список источников и литературы
Список сокращений

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и научная значимость темы исследования. Для
современной историографической ситуации свойственна потребность в осмыслении интеллектуального потенциала, накопленного гуманитарными науками в целом и исторической в частности. Рубеж столетий и даже тысячелетий ознаменовался поиском новых моделей научного исторического исследования, попытками выхода на качественно иной уровень исторической интерпретации. В рамках этих процессов происходит обращение к проблеме преемственности и разрыва культурно-исторических традиций, что актуализирует исследование эпистемологических представлений историков конца XIX - начала XX веков.
В связи с развитием междисциплинарной линии гуманитарного знания все более актуальным становится поиск новой методологии, по-иному осмысливающей место человека в истории. В расширяющемся проблемном поле науки акценты смещаются на изучение социокультурных процессов, основным ядром которых выступают личность, микрогруппа и сообщества разных типов. Для новейшей науковедческой и историко-философской литературы характерно обращение к изучению «образа науки», который воспринимается в тесной связи с национальной культурной традицией, личностными особенностями, «социальным заказом» эпохи. Попытки структурировать «образ науки» приводят к вычленению основных его элементов, среди которых особую значимость приобретают размышления самих ученых-историков о модели научного исследования и о «модусе бытия Историка в мире»1. И первый и второй структурный компонент образа науки не получили детального освещения в литературе. Историки только начинают осваивать это проблемное поле.
1 Беленький И.Л. Образ историка в русской культуре XIX - XX вв. (Предварительные соображения) // Историк во времени: Третьи Зиминские чтения: Докл. и сооб. науч. конф. М., 2000. С.14.

Особый интерес у современных исследователей вызывает рубеж XIX -XX вв., отмеченный в отечественной исторической науке мощным методологическим взлетом. По словам современной исследовательницы В.П. Корзун, «историографическая эпоха рубежа XIX - XX веков подарила нам целое созвездие ... мыслителей-историков», относящихся к своему ремеслу не как к «набору общепринятых процедур», что было характерно для дорефлексивной формы образа науки, а как к индивидуальному творчеству, несущему в себе «большую интеллектуальную напряженность», направленность на целостное изображение предмета исследования2. Поиск идеала исторического исследования сопровождался конкурентной напряженностью различных подходов к способам приращения научного знания, с одной стороны, и складыванием новых научных сообществ, сменивших старые неформальные организационные формы науки, с другой.
Все это актуализирует обращение современных исследователей к реконструкции научных поисков историков конца XIX - начала XX вв.
Среди плеяды мыслителей-историков рубежа XIX - XX вв. особый интерес вызывает фигура Сергея Федоровича Платонова, внесшего значительный вклад в развитие российской исторической науки.
Выбор С.Ф. Платонова в качестве центральной фигуры данного исследования не случаен: 1) его деятельность связана с «петербургской школой» историков, 2) его творчество - своеобразное связующее звено между старшим и младшим поколениями ученых крупных исторических школ: московской и петербургской, 3) его имя и произведения («Лекции по русской истории», «Очерки по истории Смуты в Московском государстве конца XVI -начала XVII вв.») были широко известны не только в научном сообществе, но и среди студентов и обучающейся молодежи («Учебник русской истории» для
2 Корзун В.П. Образы исторической науки на рубеже XIX - XX вв. (анализ отечественных историографических концепций). Омск, Екатеринбург. 2000. С.6-7, 100.

Появление первого интереса С.Ф. Платонова к науке и научному знанию произошло благодаря его близким родственникам и знакомым. Здесь сказалось благотворное влияние Евгении Николаевны Калайдович (московской родственницы С.Ф. Платонова), привившей интерес к литературе и истории67, а также Владислава Феофилактовича Кеневича68, восхищавшегося литературными способностями своего ученика и поэтому настаивавшего на получении историко-литературного образования. «Теперь, - писал позднее С.Ф. Платонов, - передо мной, как путеводный маяк, стал университет, -сокровищница гуманитарных знаний, образующих характер и осмысляющих жизнь»69. Сделав выбор в пользу науки, С.Ф. Платонов в гимназические годы больше мечтал об удовлетворении своих духовных потребностей на литературном поприще и совсем мало задумывался об истории как науке, о предназначении «остатков старины». «Сегодня был в оружейной палате. Видел древности. Смотря на шапку мономаха, на кольчуги, шеломы (стыдно признаться) я думал: «зачем берегут всю эту дрянь!?» Сейчас вспомнил археологию, которую я уважаю, как часть истории, и вспомнил, что берегут дрянь для археологии. Может быть и для чего другого, но я бы не стал»70. Историческая наука становится для него ценностью, а позже и всем делом его
6 Благодаря ей молодой С.Ф. Платонов на последнем году обучения в гимназии заинтересовался произведениями представителей позитивистской философии Дж. Милля, Дж. Льюиса и близкого к ним И. Тэна.
68 Владислав Феофилактович Кеневич - преподаватель русской словесности, «видный педагог, умевший возбуждать у учащихся особую тягу к познанию художественной литературы, автор выдающихся по методическому мастерству учебных пособий и в то же время исследователь, публикатор, комментатор сочинений И.А. Крылова» (Шмидт С.О. Сергей Федорович Платонов (1860 - 1933) П Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997. С.498.).
69 Платонов С.Ф. Автобиографическая записка // Академическое дело 1929-1931 гг. Вып.1. СПб., 1993. С.257.
70 ОР РНБ. Ф.585. Оп.1. Д.1214. Л.52об.

Рекомендуемые диссертации данного раздела

Время генерации: 0.145, запросов: 964