+
Действующая цена700 499 руб.
Товаров:
На сумму:

Электронная библиотека диссертаций

Доставка любой диссертации в формате PDF и WORD за 499 руб. на e-mail - 20 мин. 800 000 наименований диссертаций и авторефератов. Все авторефераты диссертаций - БЕСПЛАТНО

Расширенный поиск

Художественная концепция личности в сонетах русских модернистов

Художественная концепция личности в сонетах русских модернистов
  • Автор:

    Анисимова, Людмила Геннадьевна

  • Шифр специальности:

    10.01.01

  • Научная степень:

    Кандидатская

  • Год защиты:

    2005

  • Место защиты:

    Ставрополь

  • Количество страниц:

    174 с.

  • Стоимость:

    700 р.

    499 руб.

до окончания действия скидки
00
00
00
00
Страницы оглавления работы
"
1.1. Идея личности в композиционно-образной структуре сонета XVIII века 
1.3. Концепция личности конца XIX - начала XX века и ее выражение в


Глава I. Эволюция и трансформация идеи личности в жанровострофической форме сонета XVIII — начала XX веков

1.1. Идея личности в композиционно-образной структуре сонета XVIII века


1.2. Пространственно-временная парадигма личности сонета эпохи романтизма и второй половины XIX века

1.3. Концепция личности конца XIX - начала XX века и ее выражение в

жанрово-строфической форме сонета


Выводы

ГЛАВА II. Жанровые взаимодействия сонета в лирической системе модернизма

2.1. Поэтика заглавия жанрово-строфической формы сонета эпохи модернизма


2.2. Реализация структурно-содержательных компонентов портретной зарисовки в художественной системе сонета

2.3. Жанровые традиции послания в сонете как способ создания образа

современника


Выводы
Глава III. Жанрово-строфическая форма сонета в мифотворчестве поэтов-модернистов
3.1. Роль мифологических образов в художественной системе жанровострофической формы сонета
3.2. Мифопоэтическое пространство личности в сонетах русских
модернистов
Выводы
Заключение
Библиографический список

Смысл историко-литературного развития состоит в эстетическом освоении обновленных представлений о мире, человеке и сущности его бытия в пространственно-временном континууме. Основной движущей силой этого процесса является стремление к достижению идеального миропорядка и идеального человека. Все развитие литературы, которая по своей сути антропоцентрична, определено именно такой творческой установкой. В центре литературного процесса любого историко-культурного периода всегда находилась категория, являющаяся основным движущим лицом в творении культуры - категория личности (Лосева O.A., 2001). Именно это понятие является конструктивным моментом в формировании картины мира, и его эволюция определяет дальнейшее развитие историко-литературного движения.
Осмысление основных ценностных аспектов личности, ее роли в социокультурной системе находит свое отражение в категории жанра, который «выступает как одна из необходимейших форм воспроизводства культуры ...и кристаллизует в себе определенную картину мира, систему связей, характерную для культурного мышления эпохи» (Бурылина Е.Я., 1987.-С.42).
Одним из жанров, воплотившим в себе движение времени, формирование и трансформацию личностных основ мироздания, является сонет. Развитие этой жанрово-строфической формы запечатлело весь многогранный процесс становления и утверждения в русской литературе категории личности как «ока, через которое мы видим мир, как свет, в котором мы различаем все» (Булгаков C.H., 1998. — С.80).
Актуальность исследования. Жанрово-строфическая форма сонета в историко-литературном и стиховедческом отношении является объектом > анализа многих ученых. В работах М.Л. Гаспарова история и жизнь сонет

представлены с позиций исторической поэтики: «14-стишный сонет вошел в употребление в Сицилии в середине XIII века как случай однострофной канцоны (4+4+6 стихов) с простейшей рифмовкой, подсказанной итальянскими народными песнями....В конце XII - XIV века сонет перешел в Тоскану и был переработан...Данте и Петраркой...В XVI веке сонет перешел из итальянской поэзии во французскую...Из итальянской и французской поэзии сонет распространился по всей Европе. Эпохами наибольшей его славы были Ренессанс и барокко, романтизм и модернизм» (Гаспаров М.Л., 1989.-С. 110).
В исследованиях Л.И. Бердникова достаточно подробно описан русский сонет XVIII века в период его адаптации в жанровой системе поэзии. Детальное историко-литературное развитие сонета первой половины XIX века и эпохи «серебряного века» представлено в работах С.Д. Титаренко. Внимание исследовательницы сосредоточено на идейно-тематических возможностях формы, художественном каноне формы и его трансформации в культурно-историческом процессе: «Сонет функционирует в русской
литературе как исторически изменяющийся вид лирического стихотворения, в полной мере реализуя свою лирическую природу и проявляясь как потенциально философский жанр, ориентированный на художественный канон, выработанный в европейской поэзии Возрождения и обогащенный в поэзии как европейских, так и русских романтиков» (Титаренко С.Д., 1983. -С.197). Исследователь формы Б.С. Михайличенко систематизирует суждения ученых о теории и поэтике сонета, рассматривает историю происхождения сонета, его формально-содержательные признаки. Большое внимание он уделяет сонетному канону и сонетной тематике. Проблема художественного канона интересует и О.И. Федотова: «Сколько бы поэты ни нарушали канонические правила, сколько бы ни бунтовали против их докучной и мелочной косности, они все равно неизменно возвращались к ним, как блудные сыновья к суровому, но справедливому, желающему добра отцу

• присутствие структурных компонентов эпитафии позволяет лирическому герою осмыслить свое существование в двух временных измерениях: настоящем и будущем;
• эпиграмматичность повествования дает возможность герою переосмыслить свою деятельность посредством оценки ее другими;
• взаимодействие сюжетно-композиционных принципов эпитафии и эпиграммы определяет отношение к конечности всего сущего как к способу адекватного, порой, самоуничижительного восприятия своего «я» в пространственно-временном континууме;
• взаимодействие принципов эпитафии и жанрово-строфической формы обусловливает диалог «я» с прошлым, настоящим и будущим, позволяет обратиться как к своим современникам, так и своим потомкам.
В целом процесс формирования образа личности и его сюжетнокомпозиционного окружения, присущего жанрово-строфической форме, был определен художественной и культурно-исторической ситуацией, сложившейся на рубеже веков.
В конце XIX - начале XX века мироощущение художника слова было определено сознанием того, что «жизнь стоит накануне вторжения в нее некоего Абсолютного события, завершающего исторический ряд и открывающего ряд сверхисторического» (Мусатов В., 1998. - С.82). Неповторимый облик культуры конца века, балансирующей на грани бытия и не-бытия, маргинальность художественного сознания в сочетании с непрестанным поиском новизны создает благоприятные условия для формирования нового типа эстетического сознания - модернизма, ставшего следствием переоценки художественной культуры и морально-эстетической платформы предыдущего историко-литературного периода.
Сознание модернизма формировалось на рубеже веков, когда «человек оказался в глобальной экзистенциальной ситуации: наедине с

Рекомендуемые диссертации данного раздела

Время генерации: 0.156, запросов: 969