Доставка любой диссертации в формате PDF и WORD за 499 руб. на e-mail - 20 мин. 800 000 наименований диссертаций и авторефератов. Все авторефераты диссертаций - БЕСПЛАТНО

Майстровская, Мария Терентьевна
17.00.06
Докторская
2002
Москва
289 с. + Прил. (c.290-570)
Стоимость:
250 руб.
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы теоретического осмысления общих закономерностей экспозиционного дизайна находятся на стадии становления. Сложность их разработки объясняется многогранностью самого предмета музейной экспозиции, разнообразием и спецификой ее содержания и формы. Если музей рассматривается как система в области культуры, то экспозиция может быть рассмотрена как одна из важнейших подсистем, определяющих музей в статусе социокультурного института. Вместе с тем, экспозиция является самой динамичной составной частью музея. Она детерминирована трансформацией социальных ситуаций, совокупностью научных, идеологических и мировоззренческих подходов, художественными критериями, стилистикой, концептуальными задачами, коммуникативной активностью, связывающей современного человека с его историческим прошлым, запечатленным в предметной основе хранимых музеем коллекций.
Создание экспозиций остается до сих пор предметом дискуссий. Особенно важными в этой связи становятся вопросы, связанные с художественной организацией и интерпретацией экспозиционных замыслов, развивающиеся в неразрывном контексте непосредственно самого музееведения и стратегии музея, и общих тенденций искусства
Проблемы экспозиционной формы, несмотря на свою важность и актуальность, все еще находятся на периферии, как музееведения, так и искусствознания. Отчасти это можно объяснить тем, что по сути своей они являются пограничными для музееведения и в большей степени относятся к проблематике дизайна и архитектуры, точнее средового проектирования, для которого так же представляют чрезвычайно сложный и специфический объект, обусловленный научносодержательными и концептуальными идеями музея.
Теоретические исследования в этой сфере остаются спонтанными, разноречивыми, а порою диаметрально противоположными. Практика же, несмотря на, значительное продвижение вперед теории, порой остается на крайне консервативных позициях. До сих пор нередко ограничивается роль
художника проектировщика в экспозиции, и за ним остается право лишь на оформление научного замысла и авторского сценария. Г1ри этом сохраняются старые, изжившие концепции, так называемые методические, научноэкспозиционные планы, что ведет к созданию невыразительных и не воспринимаемых современным зрителем экспозиций. Это происходит в результате незнания и не приятия художественной сущности экспозиционного построения. Другой крайностью становится создание музейной экспозиции в форме сомнительного и вольного экспериментирования с музейным предметом, построение сложных и формально субъективных авторских экспозиционных высказываний.
Данное исследование представляет анализ художественной организации экспозиции в формировании музея, во всем многообразии его функций и форм. Рассматривает принципы и закономерности построения музейного экспозиционного ансамбля в процессе его исгорического развития и на современном этапе, анализирует процесс становления и развития специфического, многообразного, синтетического жанра художественного творчества экспозиционного дизайна. С одной стороны, который обусловлен научными и концептуальными доктринами музея, архитектурными структурами и авторским творческим началом, с другой представляет собой одну из уникальных коммуникативных систем по передаче социально ценностной информации, хранящейся в памятниках истории и культуры, собираемых и экспонируемых музеями.
В работе анализируется разнообразие концептуальных подходов, многообразие стилистики художественных форм, архитектурных и композиционных принципов, выразительных возможностей экспозиционного искусства музея. Выявляются и систематизируются основные тенденции его развития, композиционные средства и возможности, с помощью которых достигается не только представление конкретных предметов экспонатов музейных коллекций, но и научных и идеологических концепций, мировоззренческих идей, и в целом культуры эпохи.
| Название работы | Автор | Дата защиты |
|---|---|---|
| Решение технологических задач в методах создания средовых объектов дизайна | Селезнев, Александр Александрович | 2006 |
| Метод проектирования технологического обеспечения системы металл-стекло в предметной области дизайна | Николенко, Светлана Владиславовна | 2012 |
| Разработка технологии получения воспроизводимых многоцветных изображений на металлических поверхностях с использованием лазеров | Ларионова, Екатерина Владимировна | 2010 |